Комплексная программа развития гольфа среди школьников в городе Ярославле и Ярославской области

1. Цели и задачи программы. 

Главными целями программы является образование учащихся в части нового для России вида спорта - гольфа и осуществление на его основе физического воспитания школьников.

Настоящая программа является дополнением к вариативной части комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов.

Гольф - это увлекательная игра, целью которой является закатить мяч в лунки наименьшим количеством ударов специальными клюшками. Отличительной особенностью гольфа является то, что игра осуществляется на свежем воздухе, а также то, что она проходит в дружелюбной атмосфере по отношению к сопернику. Вместе с тем гольф - это вид спорта, в котором проводятся любительские и профессиональные соревнования различного ранга. Гольф имеет очень давнюю и богатую историю. Точное месторождение гольфа не известно, так как в начале он развивался как разновидность многих народных игр и только в 15 веке в Шотландии были опубликованы первые правила игры, что и послужило точкой отсчета спортивной истории гольфа.
Благодаря своей открытости, эстетичности физической и технической доступности, гольф превратился в популярную игру во всем мире и стал частью общей мировой культуры. В настоящее время он культивируется более на всех континентах, а общее количество занимающихся составляет около 100 млн. человек.
В России гольф появился совсем недавно и с успехом развивается во многих городах. Он интересен как для мужчин, так и для женщин и детей. По инициативе Ассоциации гольфа России гольф внедряется в школьную программу физического воспитания.
Настоящая программа последовательно осуществляет решение следующих общих задач физического образования и воспитания:
• укрепление здоровья, физического развития и повышения работоспособности учащихся;
• воспитание у школьников высоких нравственных качеств и формирование мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями;
• приобретение знаний и теоретических сведений в сфере общей физической культуры и спорта; а также в области гольфа;
• развитие двигательных способностей и приобретение двигательных знаний.
В соответствии с данной программой все вышеназванные задачи решаются как в общем, так и специфическом для гольфа аспектах.
Исходя из установленных норм, решение учебно-воспитательных задач в течении всего периода обучение учащихся в средней школе осуществляется в объеме 748 часов, из них 532 часа отводится на базовую часть и по 108 часов на региональную и местную вариативные части, из этого следует, что на занятие гольфом в течение учебного может быть отведено от 8 до 13 уроков. Очевидно, что в данных условиях решение вышезаявленных учебно-воспитательных задач возможно только на основе единства и взаимосвязи учебно-воспитательного процесса, осуществляемого на основных уроках физкультуры и внеклассных тренировочных занятиях. Имея общие взаимосвязанные цели, уроки и внеклассные занятия по гольфу различаются как по форме, так и по объемам учебной нагрузки. Однако вместе они призваны обеспечивать осуществление главной цели - содействия всестороннему развитию личности учащихся. Как известно, проблема воспитания личности сложна и многогранна и в ее решении значительную роль могут сыграть занятия гольфом. Поэтому принципиально важным является обеспечение единства воспитательных воздействий семьи, школы, спортивного коллектива и преподавателей гольфа. С педагогической точки зрения эту проблему следует рассматривать как комплексное решение задач идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического, экономического воспитания, а также самовоспитания и перевоспитания. Эффективное решение названных задач возможно только при двух условиях:
1. Обеспечение формирования последовательной системы мотивов занятий гольфом учащихся;
2. Обеспечение формирования потребности честного поведения в сфере спортивной деятельности, что имеет для занимающихся гольфом особое значение.
Для успешного осуществления воспитательной работы учитель и тренер по гольфу должны сами составить свои перспективные планы с учетом традиций школы и возрастных особенностей занимающихся. В этих планах должны найти отражение следующие основные вопросы:
• общая характеристика состояния воспитательной работы в данном спортивном коллективе и каждой возрастной группе;
• перечень главных воспитательных задач по годам обучения;
• примерные формы деятельности по реализации поставленных задач;
• направление работы с родителями и общественностью.
Характеристика задач, средств, методов и организационно-методических приемов всестороннего воспитания учащихся 1-11 классов на основе занятий гольфом представлена в 1-4 частях настоящей программы. Отметим, что во всех четырех частях настоящей программы по понятным причинам акцент делается на специфику гольфа. Что касается решения задач общевоспитательного, образовательного и развивающего характера, то они будут решаться постоянно во взаимодействии школы и семьи в ходе всего учебно-воспитательного процесса, как во время занятий и соревнований, так и всех других спортивно-массовых мероприятий.
2. Часть 1.
Содержание программного материала школьных уроков по гольфу и организационно-методические рекомендации для их проведения.
2.1. Введение.
Учебно-воспитательная работа на уроках физкультуры продолжительностью 40-45 минут имеет главной целью ознакомление учащихся со спецификой и основами гольфа как вида спортивно-оздоровительной деятельности и средства общения людей различного возраста. Углубление и закрепление знаний и умений, приобретаемых на уроках, осуществляется на внеклассных тренировочных занятиях и в связи с этим будет рассмотрено отдельно в 3-ей части настоящей программы.
В Таблице 1. представлена примерная структура школьных уроков по гольфу. Каждый урок по гольфу состоит из 4 частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.
Вводная часть помимо стандартных организационных вопросов включает в себя короткие пятиминутные беседы и укороченные 20-ти минутные лекции по теории физвоспитания и гольфа.
Подготовительная часть включает в себя строевые и общеразвивающие упражнения ("ОРУ") специализированного характера, а также столь необходимые для гольфа психомоторные упражнения ("ПМУ"), в состав которых входят упражнения на развитие необходимых психических и психомоторных процессов и чувств, упражнения для развития локомоторной и ручной ловкости и основы идеомоторной тренировки.
Основная часть включает в себя изучение подводящих и специальных упражнений, связанных с освоением тактико-технических действий гольфа.
Заключительная часть непосредственно продолжает решение задач основной части в форме специализированных игр, а во внеклассных занятиях дополнительно к этому выполняются упражнения по специальной силовой и скоростной подготовке.
Исходя из этого, весь учебный материал сгруппирован по названным разделам. Учителю предлагается перечни основных упражнений по каждому направлению работы, из которых он вправе выбрать любые для включения их в компоненты своих занятий. При этом рекомендуется придерживаться предлагаемого материала для каждой из возрастных групп учащихся, так как он подобрал в соответствии с современными теоретическими и технологическими основами многолетней подготовки юных спортсменов с учетом периодов развития.
Вместе с тем, учитывая период первоначального развития гольфа в России, учителям и тренерам предоставляется возможность более глубокого планирования учебно-тренировочного процесса, так как в ряде случаев изучение гольфа в школе может начинаться не только с 1-го класса, но и в более старшем возрасте.
Для более качественного осуществления учебно-спортивной работы учителям и тренерам даются краткие пояснения по содержанию изучаемого материала. Это вызвано объективной необходимостью, обусловленной с первоначальным этапом развития гольфа в России и связанной с этим необходимостью параллельного повышения знаний преподавателей.
Таблица 1. Примерная структура школьных уроков по гольфу (40-45мин.)

Класс

№урока

Вводная часть (мин)

Подготовительная часть (мин)

Основная часть (мин)

Заключительная часть (мин)

стандарт

теория

Строй. Упр.

ОРУ

ПМУ

Подвод. Упр.

Спец. Упр.

Гольф-игры

Подвижн. игры

Упр На востанов.

1-2

1

3

3

4

6

4

3

5

5

5-10

2

2

3

-

4

6

4

3

5

8

5-10

2

3-4

1

3

5

4

4

4

3

5

5

5-10

2

2

3

-

4

4

4

3

7

8

5-10

2

5-7

1

3

7

-

4

4

3

7

5

5-10

2

2

3

-

-

4

4

3

10

9

5-10

2

8-9

1

2

7

-

4

4

3

7

5

5-10

2

2

2

-

-

4

4

3

10

9

5-10

2

10-11

1

2

8

-

4

4

3

7

9-14

-

3

2

2

-

-

4

4

3

10

9

5-10

3

 2.2. Программа 1-2 классы.
Основы знаний
1. Гольф - универсальная игра (показательно-ознакомительный урок).
2. Короткие беседы: Суть игры в гольф; особенности игры в гольф у детей младшего школьного возраста; значение и содержание строевых упражнений в уроке по гольфу; правила поведения и техника безопасности на уроках по гольфу; значение и содержание контрольных упражнений на уроках по гольфу.
Строевые и общеразвивающие упражнения
Изучение команд: "В одну шеренгу становись, ровняйся, смирно, вольно, направо, налево, кругом, разойдись, по порядку расчитайсь, на 1-2, 1-3, 1-4, 1-8 расчитайсь."
Закрепление умения выполнять названные команды в процессе подвижных игр типа: "У ребят строгий порядок", тоже после игры в "салки" поодиночке, в парах и в измененных исходных положениях, "вызов номеров", "кто меньше ошибется", "класс смирно" и т.п. Для проведения игр класс целесообразно подразделить на 2-4 команды.
Общеразвивающие упражнение "стоять на месте" с акцентом на развитие подвижности в суставах: вращение запястий, предплечий, плеч, вращение колений, стоя в полуприседе, руки на коленях; круговые движения тазом, наклоны вперед и прогибе назад из и. п. - руки вверх; наклоны в стороны.
Общеразвивающие упражнения сидя на полу: вращение голеностопов; движения вперед-назад в упоре сидя сзади.
Психомоторные упражнения
Развитие вестибулярного аппарата посредством выполнения поворотов, наклонов и вращений головой с различной скоростью. Упражнения выполняются в различных положениях ног ( шире плеч, на ширине плеч, ноги вместе) с открытыми и закрытыми глазами.
Упражнения на равновесие; удержание поз типа "кривое дерево", "цапля", "поза бегущего через барьер", "ласточка" и т. п.
Изучение полного брюшного и диафрагмального дыхания. Вдох выполняется через 2-1 ноздри, а выдох через рот. Для контроля одна рука накладывается ладонью на живот.
Специальные упражнения

Задачи обучения

Упражнения

Организационно-методические рекомендации

1 ознакомление с различными траекториями перемещения мяча в гольфе

1 катание и выполнение бросков мячей для гольфа на дальность (с места и с разбега) и на точность.

1 ученики делятся на три группы: одна на коврике ( для катания), другая- на двух помостах (броски в корзины), третья на двух помостах (броски в сетку)

2 ознакомление и обучение подготовке к паттингу, разучивание короткого патта (1-2 метра).

2 выполнение маятниковых движений паттинга без клюшек; разучивание хвата, стойки, прицеливания; выполнение короткого патта.

2 движение паттинга выполняются без делений на группы; для разучивания подготовки и удару использовать 3-5 клюшек, соответственно деление учащихся на 3-5 групп.

3 ознакомление и предобучение свингу (без клюшек).

3 выполнение движений характерных для свинга (с игровыми мячами и без)

3 передача игровых мячей боком к цели (партнеру) на разные расстояния техникой, характерной для свинга (выполняется в парах или в кругу).

Специализированные подвижные игры
Различные эстафеты, направленные на развитие локомоторной ловкости, с включением следующих действий; ходьба и бег в различных положениях (лицом вперед, боком, спиной, с поворотами на 360 градусов, "каракатицей"), прыжками на 1-2 ногах, бег с мячем между ног, прыжки сидя на мяче и т.п.
Преодоление полосы препятствий, включающей бег по наклонной скамейке, подлезания и перелезания, кувырки, лазания по гимнастической стенке через 1-2 жерди и др.
Выполнению названных упражнений в соревновательных условиях должно предшествовать предварительное изучение отдельных действий.
Для проведения этих упражнений в скоростных состязаниях целесообразно разделять класс на 2-4 команды с назначением капитанов и подбором команд самим капитанами.
Контрольные упражнения

п/н

Наименование упражнений

Класс

мальчики

девочки

5

4

3

5

4

3

1

Удержание равновесия в позе "росточка" (сек.)

1

10

6

3

12

8

4

2

12

8

5

15

10

6

2

Короткий патт (с расстояния 0,5м.) количество попаданий из 5 ти ударов

1

3

2

1

3

2

1

2

4

3

2

4

3

2

 

2.3. Программа 3-4 классы
Основы знаний
1. Гольф - универсальная игра (показательно-ознакомительный урок).
2. Короткие беседы: значение гольфа для здорового образа жизни и формирования здоровой семьи; гигиенические основы занятий гольфом; азбука техники гольфа, значение и содержание психомоторных упражнений в гольфе; содержание контрольных упражнений.
Строевые и общеразвивающие упражнения
Размыкание в шеренге налево (направо), по кругу.
Перестроение из 1 шеренги в 2-3 шеренги.
Изучение построения в колонну по 1-2-3 на месте и перестроение из колонны по 1 в колонну по 2-3-4 в движении.
Закрепление умения выполнять изученные команды в подвижных играх типа: "Кто быстрей разомкнется", "Кто быстрей перестроится", "Вызов номеров" и т. п.
Общеразвивающие упражнения стоя на месте с акцентом на гибкость: наклоны вперед и в стороны с рывками руками перед грудью; вращение тазом; сидя на полу с поджатыми ногами ступня к ступне, пружинящие движения коленями вверх-вниз("бабочка"); лежа на животе с захватом руками за голеностопы, прогиби позвоночника("пресс-папье").
Психомоторные упражнения
Развитие глазодвигательных мышц посредством медленных перемещений взгляда вверх-вниз, направо-налево, вращение по кругу влево, вращение по кругу вправо, отдых стоя с закрытыми глазами.
Упражнения для развития локомоторной ловкости с элементами ручной ловкости: прыжки ноги врозь-вместе (или вперед назад) на носках с одновременными движениями последовательно правой рукой к полу, к плечу, вверх и затем тоже левой рукой, а потом в обратном порядке движение правой рукой вниз и левой рукой вниз; прыжки через короткую скакалку, вращая ее вперед или назад или со скрещиванием рук.
Упражнение на внимание: подвижные игры типа "класс смирно", "запрещенное движение".
Изучение ритмичного дыхания стоя на месте: на три счета вдох через нос, затем два счета задержка дыхания на вдохе, затем на три счета выдох через рот, затем два счета задержка дыхания на выдохе. Тоже самое выполнять в ходьбе на месте с подсчетом шагов: 3-2-3-2, выполняя дыхание синхронно с шагом.
Специальные упражнения

Задачи обучения

Упражнения

Организационно-методические рекомендации

1 закрепление и совершенствование подготовки к удару патт.

1 упражнения для правильной и последовательной подготовки: определение линии прицела, расположение игрока и клюшки к цели, имитация удара, удар.

1 3-5 паттеров, соответственно 3-5 групп учащихся.

2 закрепление патта с коротких расстояний (1-2метра).

2 упражнения: "салазки", удар без замаха (1 метр).

2 игровое упражнение: короткий патт с четырех позиций вокруг лунки, игроки делают по одному удару с каждой позиции, перемещаясь по кругу на одну позицию. Выигрывает тот, кто больше раз попадет в лунку.

3 разучивание подготовки к удару железными клюшками

3 упражнения для правильного формирования хвата, стойки, прицеливания.

3 для разучивания подготовки к удару рекомендуется использовать рукоятки для клюшек и обычные линейки. Только после этого используйте клюшки.

Специализированные подвижные игры
Эстафеты, направленные на развитие локомоторной ловкости с элементами ручной ловкости:
Преодоление полосы препятствий в конце которой необходимо левой рукой попасть в круг на стене теннисным мячом с расстояния 2-3м, а на обратном пути левой рукой набросить на вертикальную стойку кольцо "ринго" с расстояния 2-3 м.
Выполнение дриблинга левой рукой волейбольного мяча об пол с быстрым продвижением вперед до дальней лицевой линии волейбольной площадки, затем три броска об стенку с ловлей двумя руками и обратно бег с выполнением дриблинга об пол правой рукой и передача мяча следующему.
Тоже самое с теннисным мячом.
Убыстренная ходьба вдоль волейбольной площадки от линии нападения до лицевой линии с одновременным вращением обручей вокруг правого и левого предплечий.
Тоже самое с вращением обруча вокруг талии.
Контрольные упражнения

п/н

Наименование упражнений

Класс

мальчики

девочки

5

4

3

5

4

3

1

Броски теннисного мяча в квадрат 1х1м. На стене с расстояния 4м. (кол -во попаданий из 5 ти бросков)

3

4

2

1

3

2

1

4

4

2

1

3

2

1

2

Короткий патт (с расстояния 0,5м.) количество попаданий из 5 ти ударов

3

3

2

1

3

2

1

4

3

2

12

3

2

1

2.4. Программа 5-7 классы
Основы знаний
1. Гольф - универсальная игра
2. Короткие беседы: Значение и содержание этикета в гольфе; Основные термины и понятия в гольфе; Основные положения правил игры в гольф; классификация соревнований по гольфу; разновидности турниров и туров; Основные виды игры; Организация и проведение турниров; Содержание и разновидности детских соревнований по гольфу; Мячи для гольфа; Отличительная характеристика клюшек.
• Укороченная лекция: Профессиональный и любительский гольф.
• Укороченная лекция: Значение и содержание психомоторных упражнений для развития мышечно-суставной чувствительности.
Общеразвивающие упражнения
Упражнения в движении в обход зала с выполнением: сжиманий, разжиманий пальцев рук в кулаки; вращение рук в запястьях, локтях, плечах; с рывками рук вверх-вниз; с поворотами туловища в сторону впереди идущей ноги; с наклонами до касания пальцами правой руки носка левой ноги и наоборот; ходьба на носках, на пятках, с разворотом пяток наружу, с разворотом пяток вовнутрь; ходьба в полуприседе на внешнем крае стопы, тоже с ходьбой на внутреннем крае стопы.
Бег вокруг волейбольной площадки (или ее части) с высоким подниманием коленей, забрасывая голень назад, со скрещиванием ног, бег спиной вперед и с поворотами на 360 градусов; прыжки приставными шагами правым - левым боком.
Психомоторные движения
Развитие внимания посредством сосредоточения взгляда на 5-6 с. на большом пальце своей вытянутой вперед руки, затем медленное отведение руки в сторону, при этом продолжая удерживать взгляд на большом пальце без поворота головы в сторону. Упражнение выполняется 3-4 раза правой рукой и 3-4 раза левой рукой. Затем легкие поглаживания пальцами рук вначале закрытого правого глаза, а потом - левого глаза. Этот цикл повторяется 3 раза.

Упражнения для развития ручной ловкости:
а) приседания, удерживая на тыльных сторонах ладоней вытянутых вперед рук волейбольного мяча и вставание, не роняя мяча;
б) жонглирование 1-3 теннисными мячами, подбрасывая их вверх и ловя.
Упражнение на координацию и развитие внимания посредством удерживания взгляда на конце головки клюшки (или гимнастической палки), удерживая ее вертикально на открытой ладони руки и не позволяя ей упасть. Упражнение выполняется поочередно правой и левой рукой.
Изучение ритмичного дыхания стоя на месте (или в ходьбе на месте): на 6 счетов вдох через нос, затем 4 счета задержка дыхания на вдохе, затем на 6 счетов выдох через рот, затем задержка дыхания на выдохе на 4 счета и т. д. Упражнения выполняются в течении 30-60 секунд. После освоения в спокойном состоянии можно применять после выполнения общеразвивающих упражнений.
Специальные упражнения

Задачи обучения

Упражнения

Организационно - методические рекомендации

1 закрепление коротко го и среднего патта (3-4 метра).

1 упражнения: удар с моне тки, удар левой рукой.

1 игровое у-е: короткий патт с четырех позиций вокруг лунки с обнулением результата после любого промаха.

2 разучивание свинга по фазам.

2 у-я: упор клюшки в грудину (работа треугольника), отведение+доворот (полный замах), мах+доворот (выход).

2 ученики делятся на 3 группы: одни на ковре, другие на помостах с клюшками, третьи на свободном месте зала с гимнастическими палками и без.

3 разучивание свинга как одно полное движе ние (PW-7i).

3 у-я на устранение ошибок

3 смотри выше.

Специализированные подвижные игры
Игры на развитие глазомера и точности:
а) откати волейбольный мяч, броском в него теннисного мяча с расстояний 2-4-6 метров. Игра проводится один на один, стоя лицом друг к другу на различных расстояниях от волейбольного мяча.
б) " Круговая лапта" волейбольным мячом.
Игры на развитие мышечно-суставного чувства:
а) в парах лицом друг к другу (на различных расстояниях) выполнение бросков баскетбольного мяча в пол с отскоком к партнеру. Последовательно выполняются броски с одним, двумя, тремя отскоками от пола.
б) катание трех набивных мячей весом 1 кг. Стоя в парах лицом друг к другу (на различных расстояниях) с задачей первый бросок завершить остановкой мяча у ног партнера, второй бросок завершить на половине расстояния до партнера, а третий бросок на половине расстояния до места остановки второго мяча, затем три броска делает партнер. Побеждает тот, кто будет точнее попадать в заданные точки.
в) набрасывание на вертикальную стойку 3-х колец ранчо с расстояний 3м, 2м. 1м. За попадание с расстояния 4м. Начисляется 3 очка, за 3м. 2очка. За попадание с расстояния 2м - одно очко. Каждый человек выполняет по 3 серии. Побеждает тот, кто набирает больше очков.
Контрольные упражнения

п/н

Наименование упражнений

Классы

Мальчики

Девочки

5

4

3

5

4

3

1

Набрасывание кольца на вертикальную стойку левой рукой с расстояния 4-3-2м (кол-во очков из 9 ти бросков)

5

12

10

8

12

10

8

6

14

12

8

14

12

8

7

16

14

10

15

13

10

2

Короткий патт с расстояния 1,5 метра "кол-во попаданий из 10 ти ударов"

5

4

3

1

4

3

1

6

5

3

1

5

3

1

7

6

4

2

6

4

2

3

Свинг в цель с расстояния пяти метров (кол-во попаданий в квадрат 1х1 из 10 ти ударов)

5

5

4

2

4

3

1

6

6

5

3

5

4

2

7

7

6

4

6

5

3

2.5 Программа 8-9 классы
Основа знаний
1. Короткие беседы: Значение технической подготовки в гольфе; Правила формирования и совершенствование двигательных навыков в гольфе; Классификация ударов в гольфе; Тактико-технические и биомеханические характеристики "свинга" и "паттинга"; Особенности выполнения удара "драйв" с подставки и без нее;
2. Укороченная лекция: Педагогический контроль и тестирование при занятиях гольфом;
3. Укороченная лекция: Система многолетней подготовки юных гольфистов
4. Укороченная лекция: Значение и способы тренировки дыхания в гольфе.
Общеразвивающие упражнения
Поточные упражнения в ходьбе и беге вокруг части волейбольной площадки.
1. Комплекс №1 упражнений с гимнастическими палками (клюшками для гольфа):
• "Выжимания" палки вверх из-за головы, выполняется 6-8 раз подряд.
• Стоя с палкой в руках спереди с захватом ее за концы, прокручивание рук вперед - назад, выполняется6-8 раз подряд.
• и. п. - палка в руках внизу за спиной, наклон туловища вперед с одновременным рывком руками назад, не сгибая ног. Выполняется 6-8 раз подряд.
• и. п. стоя с палкой за головой на плечах. Повороты туловища в сторону. Выполняется вначале поочередно вправо - влево, а затем 3 пружинящих движения вправо и 3 пружинящих движения влево.
• и. п. стоя с палкой за спиной в сгибах предплечий, поворота на 90 градусов, вначале выполняются повороты вправо - влево, а затем по 3 пружинящих поворота вправо и 3 пружинящих поворота влево.
• и. п. стоя в полу приседе с палкой в руках спереди, рывок руками палка вверх с одновременным выполнением растяжки правой (левой) ногой в глубокий выпад вперед, выполняется 6-8 раз подряд.
Психомоторные упражнения
1. Произвольное последовательное сокращение и расслабление мышц сгибателей и разгибателей плеча, дельтовидных мышц и грудных мышц, с осуществлением контроля посредством накладывания на них ладони другой руки. Упражнения выполняются в положениях, способствующих полному расслаблению тренируемых мышц.
2. Развитие способности к управлению силовыми характеристиками движений посредством:
а) сжимания пальцев рук с максимальной силой и затем тоже в полсилы. Напряжение удерживать 3-4 секунды, затем расслабление 5-6 секунд. Упражнение повторять 5-6 раз;
б) тоже самое, включая сдавливание ладоней поднятых рук перед грудью.
3. Изучение "акцентированного выдоха" после задержки дыхания на вдохе.
4. Упражнения для развития ручной ловкости:
а) Передачи волейбольного мяча гимнастической палкой(клюшкой), стоя лицом друг к другу (на различных расстояниях)
б) Тоже с теннисным мячом
в) "чеканка" волейбольного мяча вверх клюшкой для гольфа.
5. Упражнения для развития способности к мысленному представлению движений и усилий посредством:
а) представления движений с закрытыми глазами вслед за командами учителя ("поднять правую руку, поднять левую руку, наклониться вперед, повернуть туловище направо и т. п."). Затем тоже без команд учителя;
б) стоя со сложенными перед грудью ладонями, представление с закрытыми глазами по команде учителя ("максимально", "в полсилы") различных мышечных напряжений. Затем тоже без команды учителя.
Специальные упражнения

Задачи обучения

Упражнения

Организационно - методические рекомендации

1 обучение технике удара чип.

1 у-е на правильное понимание принципа удара чип (атака мяча сверху вниз).

1 игровое у-е: на количество попаданий мяча в корзину, на приближение мяча к лунке.

2 закрепление свинга (PW-3I).

2 у-я на устранение ошибок

2 у-е на лучшую технику выполнения свинга, на лучший удар (в цель).

3 закрепление техники чип, патт и чип+патт.

3 чип через препятствие на разных расстояниях от це ли, то же у-е с добиванием мяча в лунку паттером, патт с разных расстояний (1-4 м) с закрытыми глазами.

3 игровое у-е чип+патт через препятствие с разных расстояний от лунки (несколько стартовых позиций). Выигрывает тот кто в сумме сделает наименьшее количество ударов.

Специализированные подвижные игры
1. Игры для развития мышечно-суставного чувства:
а) в парах лицом друг к другу (на различных расстояниях) выполнение 3-х бросков кольца ринго левой рукой: первый бросок выполняется с задачей приземления кольца около ног партнера, второй бросок выполняется с задачей приземления кольца посредине расстояния между бросающим и его партнером, третий бросок выполняется с задачей приземления посредине между бросающим и местом приземления второго кольца. Упражнение выполняется поочередно одним и другим игроками. Количество серий 6-8 раз;
б) тоже самое выполняется с закрытыми глазами.
2. Игры для развития ручной ловкости и точности:
а) "попади в кеглю" броском с поля кольца ринго гимнастической палкой. Выполняется стоя в парах лицом друг к другу по боковым линиям волейбольной площадки или впереди на 1-2 шага;
б) "попади в кеглю" ударом клюшки по теннисному (хоккейному мячу). Выполняется стоя в парах лицом друг к другу по боковым линиям волейбольной площадки.
в) эстафета с ведением змейкой теннисного (хоккейного) мяча вдоль волейбольной площадки с выполнением завершающего удара с целью попасть в круг нарисованный на стене зала (или на мате), затем обратное ведение змейкой и передача мяча следующему игроку.
д) "попади в него" броском с пола кольца ранчо гимнастической палкой. Выполняется стоя в парах лицом друг к другу по боковым линиям волейбольной площадки или впереди на 1-2 мяча.
Контрольные упражнения

п/н

Наименование упражнений

Класс

мальчики

девочки

5

4

3

5

4

3

1

Патт с расстояния 2м. (кол-во попаданий из 10 ударов)

8

4

2

1

3

2

1

9

5

3

1

4

2

1

2

Свинг в цель с расстояния 7 м. (кол-во попаданий в квадрат 1х1м из 10 ударов)

8

5

4

2

4

3

1

9

6

5

3

5

4

2

3

Чип с расстояния 3м. (кол-во попаданий в вертикальную корзину из 10 ударов)

8

5

3

1

4

3

1

9

6

4

2

5

4

2

 

2.6. Программа 10-11 классы
Основы знаний
1. Короткие беседы: Значение и содержание нравственного воспитания и самовоспитания гольфиста; Значение и содержание эстетического воспитания и самовоспитания гольфиста; Способы самовоспитания и перевоспитания и их значение для гольфиста.
2. Укороченная лекция: Врачебный контроль при занятиях гольфом.
3. Укороченная лекция: Самоконтроль юношей и девушек при занятиях гольфом.
4. Укороченная лекция: Значение и способы психорегуляции и регуляции в гольфе.
Общеразвивающие упражнения
1. Упражнения в движении вокруг волейбольной площадки (или ее части) с изменением направления и скорости по сигналу учителя.
2. Комплекс №2 упражнений с гимнастическими палками (клюшками для гольфа) стоя на месте:
• и. п. палка внизу в руках спереди. Прогиб с подъемом палки вверх над головой и одновременно отставлением ноги назад. Выполняется один цикл с открытыми глазами, один с закрытыми. Всего 3 плюс 3 цикла.
• и. п. стоя с палкой в руках внизу спереди, хват рукой. Подъем плеч вверх до касания ушей. Выполняется6-8 раз в среднем темпе.
• и. п. стоя с палкой в вытянутых вперед руках, с хватом за концы, выполнение полных закручиваний палки вправо и влево по 6-8 раз.
• и. п. стоя с палкой в поднятых вверх руках, выполнение наклонов вперед (6-8 раз) и наклонов в стороны (6-8 раз). Усложненный вариант - выполнение пружинящих наклонов.
• и. п. стоя с палкой на плечах за головой в полунаклоне вперед, выполнение полных поворотов туловища вправо и влево. Усложненный вариант - выполнение пружинящих поворотов.
• и. п. стоя с палкой в одной руке хватом за середину, поворачивание запястья влево и вправо 6-8 раз, затем тоже другой рукой.
• и. п. стоя с палкой в двух руках и удерживая ее за один конец "бейсбольным" хватом, размахивания палкой вправо - влево перед ногами. Выполняется прямыми руками 6-8 раз в каждую сторону.
Психомоторные упражнения
Упражнения на освоение основ идеомоторной тренировки посредством:
а) В парах один ученик "изобретает" различные по сложности движения, другой наблюдает за ним и после завершения движения словами вслух повторяет подробно все показанные движения, старается не пропустить ни одной детали. Затем ученики меняются полями.
б) Тоже с демонстрацией одним учеником ведущего "свинга".
в) Тоже с демонстрацией одним учеником какого-либо технического действия в целом. При этом другой ученик вначале повторяет словами все его движения, а затем оценивает недостатки или ошибки. После этого смена ролей.
г) Передача в парах теннисного (хоккейного) мяча клюшкой. Выполняется 1 раз с открытыми глазами, а 1 раз с закрытыми глазами. Затем выполнить удар с остановкой мяча около ног партнера.
Специальные упражнения

Задачи обучения

Упражнения

Организационно - методические рекомендации

1 обучение технике удара питч (PW-SW).

1 у-е на правильное понимание принципа удара питч.

1 игровое у-е: питч на попадание в корзинку (на разные расстояния).

2 обучение технике удара драйв.

2 выполнение драйва разны ми вудами с подставки для мяча и без.

2 игровое у-е на самый лучший удар вудом с подставки и без.

3 закрепление и совершенствование короткого, среднего и длинного (>4 метров) патта.

3 у-е с разных расстояниях до лунки.

3 игровое у-е (соревнование) по патту.

Специализированные подвижные игры
1. Игра в теннис гимнастическими палками с волейбольным (или небольшим резиновым) мячом на ½ волейбольной площадке. Тоже на ¼ волейбольной площадки. Сетка натягивается поперек зала. Состав команд 4-8 человек.
2. Игра в "хоккей без ворот" волейбольным мячом гимнастическими палками. Игра проводится на ½ волейбольной площадки поперек зала. Состав команд по 6-8 человек.
3. Игра в "кольцепол" (хоккей гимнастическими палками кольцом ринго). Игра может проводиться без ворот и с воротами. Состав команд по 6-8 человек (на ½ волейбольной площадки) или по 10-12 человек (на полной площади зала).
Контрольные упражнения

п/н

Наименование упражнений

Класс

мальчики

девочки

5

4

3

5

4

3

1

Патт с расстояния 3м (кол-во попаданий из 10 ударов)

10

4

3

1

3

2

1

11

5

4

2

4

2

1

2

Свинг в цель с расстояния 7 м (кол-во попаданий в квадрат 1х1м из 10 ударов)

10

7

6

4

6

4

2

11

8

7

5

7

6

4

3

Питч с расстояния 3м (кол-во попаданий в  корзину расположенную под 45% к полу из 10 ударов)

10

5

3

1

4

3

1

11

6

4

2

5

4

2

3. Часть 2.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного, продленного дня и домашние задания.
Организованные формы физкультурно-оздоровительной работы проводятся в соответствии с общепринятыми положениями комплексной программы физического воспитания учащихся. Вместе с тем в дополнении к этому рекомендуется выполнять самостоятельно в соответствии с возрастом учащихся следующие упражнения специфического характера:
1-2 класс
1. Вращение туловища из и.п. - руки на поясе.
2. Упражнение на равновесие типа "цапля", "ласточка" и т. д.
3. Упражнение для тренировки полного брюшного и диафрагматичного дыхания.
4. Из и.п. - основная стойка медленно опуститься вниз и лечь на спину, а затем медленно встать без помощи рук. Тоже самое из и.п. - скрестив ноги.
5. В паре с партнером, стоя спиной друг к другу в захвате за локти, сесть на пол, вытянуть ноги, а затем встать, не распуская захвата.
3-4 класс
1. Перепрыгивая через качающуюся длинную скакалку, а затем через вращающуюся скакалку. Для выполнения этого длинную скакалку одним концом надо привязать к неподвижной опоре, а другой конец в руках у коврика.
2. Выполнение ритмичного дыхания в ходьбе на 3-2-3-2 шага или на 6-4-6-4 шага.
3. Упражнения на координацию и равновесие типа в позе "цапля" или "ласточка" выполнять медленные движения руками в локтевых или плечевых суставах.
5-7 классы
1. Сосредоточение взгляда на большом пальце вытянутой вперед руки при ее медленном отведении вправо - влево или вверх - вниз с удержанием взгляда без поворота головы.
2. Упражнения на координацию типа:
а) описывание кругов в горизонтальной плоскости одновременно правой рукой и правой ногой, а затем правой рукой и левой ногой.
б) вращение рук в локтевых суставах: правая - наружу, а левая - вовнутрь и наоборот.
3. Жонглирование 1-3 мелкими предметами, подбрасывая их вверх.
8-9 классы
1. Упражнение для тренировки способности произвольно напрягать и расслаблять мышцы рук, груди, живота, ног. При выполнении этих упражнений дома можно для контроля смотреть на себя в зеркало.
2. Выполнение "чеканки" вверх правой и левой рукой шарика для настольного тенниса, ракеткой или волана бадминтонной ракеткой.
3. Тренировки глазомера посредством мысленного оценивания расстояния до какого-либо предмета с последующей проверкой шагами или ступнями. Выполняйте самостоятельно или в паре с партнером.
4. Тренировка воображения посредством мысленного воспроизведения полузакрытых букв, слов, картинок и т. п. Выполняйте самостоятельно или в паре с партнером.
10-11 классы
1. Мысленное представление своего выполнения какого-либо технического действия гольфа и проговаривание его "про себя" с выделением "опорных" слов.
2. Мысленное "проговаривание-представление" элементов действий гольфа, соответствующих "опорным" словам и "прочувствование" мысленно этих элементов.

4. Часть 3.
Внеклассные занятия по гольфу и организационно-методические рекомендации для их проведения
4.1. Введение
Структура внеклассного тренировочного занятия имеет определенные отличия от школьного урока и зависит от периода и этапа подготовки юных гольфистов (см. таблицу 2).
Как было сказано выше, внеклассные тренировочные занятия являются дополнением и продолжением школьных уроков по гольфу. Поэтому при описании содержания основных групп упражнений внеклассных занятий будут представляться только те упражнения, которые не рассматривались в 1-й части настоящей программы. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что упражнения, которые изучались на уроках, могут также быть использованы во внеклассных тренировочных занятиях, но в увеличенных объемах времени.
Примерная структура внеклассных тренировочных занятий в многолетней подготовке гольфистов.
Таблица 2

Классы

Период

Объем недель-й нагрузки

№ занятий

Структура тренировочных занятий

Теория

ОРУ

ПМУ

Спец.упр.

Игры

СФП

1-2

Переходный

45мин х 2 раза

1

3

12

5

10

15

-

2

-

12

5

13

15

-

Подготовительный

60 мин х 2 раза

1

5

15

10

10

20

-

2

-

15

15

10

20

-

3-5

Переходный

60мин х3 раз

1

5

15

10

10

20

 

2,3

-

15

15

15

15

-

Подготовительный

60мин х3 раз

1

5

15

10

15

15

-

2,3

-

15

15

15

15

-

Основной

90мин х 4-5раз

По плану летнего городского лагеря

6-7

Переходный

75мин х 3 раз

1

5

15

10

15

-

30

2,3

-

15

15

15

30

-

Подготовительный

75мин х 3 раз

1

5

15

10

25

20

-

2,3

-

15

15

25

-

20

Основной

120 мин х 4-5раз

По плану летнего городского лагеря

8-9

Переходный

90мин х 3раза

1

10

15

15

20

30

-

2,3

-

15

15

20

-

20

Подготовительный

90мин х 3раза

1

10

10

10

40

-

20

2,3

-

10

15

45

20

-

Основной

120 мин х8-10 раз

По плану учебно-спортивного сбора

10-11

Переходный

120 мин х 3 раз.

1

15

15

15

30

45

-

2,3

-

15

15

50

-

40

Подготовительный

120мин х3 раз

1

15

10

10

60

-

25

2,3

-

10

15

70

25

-

Основной

120 х 8-10раз.

По плану учебно-спортивного сбора

 

4.2 Программа1-2 классы
Дополнительные теоретические знания
1. Короткие беседы: Значение и содержание специализированных подвижных игр в занятиях гольфом; Значение и направленность подводящих и специальных упражнений в занятиях гольфом; Значение и содержание упражнений для самостоятельных занятий элементами гольфа на переменах и дома; Значение и содержание упражнений для развития общей и ручной ловкости гольфиста; Значение и содержание упражнений для развития общей и специальной гибкости гольфиста.
2. Укороченный видеофильм: Организация тренировочных занятий в спортзале и на площадке для мини-гольфа.
Дополнительные психомоторные упражнения
1. Вращение туловища в и.п. - руки на поясе или руки за головой.
2. Бег с поворотами на 360 градусов через правое и левое плечо.
3. Кувырки вперед, назад, боком. Выполняются вдоль мата и со страховкой учителя, вначале по одному разу, затем подряд два раза.
4. Изучение стойки на голове со страховкой партнера. Выполняется на мате поочередно одним и другим партнером.
5. Упражнения для тренировки внимания: "Запомни и выполни мои команды". Упражнение выполняется с увеличенной предварительной частью команды, например: "Группа вперед выпадами с махами рук вверх-вниз шагом-марш".
6. Изучение вдоха через одну ноздрю и выдоха через рот "трубочкой".
Дополнительные специальные упражнения

Задачи обучения

Упражнения

Организационно - методические рекомендации

1 обучение и закрепление подготовки к удару патт.

1 выполнение маятниковых движений паттинга без клюшек; у-я для правильного и последовательного формирования хвата, стойки, прицеливания (проверочные у-я); имитация паттинга с клюшками.

1 Рекомендуется с первого занятия разделить группу занимающихся на две под группы и начать процесс обучения одновременно паттингу на ковре и свингу на помостах. Для этого необходим помощник инструктору, который мог бы вести одну из подгрупп сам.

2 обучение и закрепление технике паттинга с коротких расстояний (1-2 м).

2 у-я: удар левой рукой, удар с монетки, удар с пере катом мяча через клюшку (с 2х метров), удар без замаха.

2 удар с монетки и удар с перекатом мяча через клюшку используйте для проведения соревнований (на максимальное количество попаданий в лунку).

3 разучивание подготовки к удару железными клюшками.

3 у-я для правильного и последовательного формирования хвата, стойки, прицеливания проверочные у-я).

3 короткий патт с четырех позиций вокруг лунки, игроки делают по одному уд ару с каждой позиции, перемещаясь по кругу на одну позицию. Выигрывает тот, кто больше раз попадет в лунку.

4 обучение и закрепление технике выполнения свинга по фазам (PW-7i).

4 у-я на правильную работу треугольника (плечевой пояс+правая и левая рука), баланс и осевое скручивание без клюшек (1я фаза свинга отведение+мах), тоже с клюшками (упор клюшки в грудину) и обычным хватом, тоже удары по мячу.

4 количество железных клюшек должно соответствовать количеству помостов в зале. Для разучивания  хвата используйте дополнительно обычные линейки и рукоятки клюшек.

4 задания: кто лучше выполнит технику 1-ой фазы свинга (имитация), кто лучше ударит и при этом меньше допустит ошибок в технике и т.д.

Дополнительные специализированные подвижные игры
1. "Челночный бег" 9м х 4 с переносом небольших предметов. Упражнение выполняется в виде эстафеты 2-3 команды.
2. Бег парами, стоя лицом друг к другу и удерживая туловищами баскетбольный мяч без помощи рук. Упражнение выполняется в виде эстафеты 2-3 команды.
3. Бег парами, стоя спиной друг к другу и удерживая туловищами бейсбольный мяч без помощи рук. Упражнение выполняется в виде эстафеты 2-3 команды.
4. Бег с 3-мя баскетбольными мячами в руках. Выполняется туда и обратно вдоль зала с передачей мячей следующему игроку.
5. Бег, удерживая на ладони вытянутой вперед руки волейбольного мяча, другая рука за спиной. Упражнение выполняется в виде эстафеты 2-3 команды.
6. Подвижная игра "Точный поворот": выполнение двух шагов вперед, затем поворот направо и еще два шага вперед, затем поворот направо и еще два шага вперед, затем поворот направо и опять два шага вперед. Задача точно попасть в исходную позицию - квадрат размером 20 х 20 см. Затем тоже с закрытыми глазами. Упражнение выполняется в виде игры 1 х 1 человек.
4.3. Программа 3-5 классы
Дополнительные теоретические знания
1. Короткие беседы: Значение гольфа для всестороннего развития школьников; история возникновения и первоначального развития гольфа; гольф в новое время; гольф в программе Олимпийских игр; значение американского гольфа для пропаганды и развития гольфа в мире; история развития гольфа в России; значение и содержание разминки в гольфе; инвентарь и аксессуары гольфиста и правила ухода за ними; содержание утренней зарядки гольфиста.
2. Укороченный видеофильм: Организация и проведение соревнований по мини-гольфу и гольфу.
Дополнительные психомоторные упражнения
1. Медленное вращение глазными яблоками 5-6 раз вправо, затем 5-6 замедленных морганий, потом медленное вращение глазными яблоками 5-6 раз влево и затем 5-6 замедленных морганий. Этот цикл повторяется 3-4 раза.
2. Упражнения на тренировку внимания типа: "делай быстро за мной" (выполнение удлиненных комплексов различных движений в повышенном темпе) или "делай наоборот" (учитель поднимает вверх правую руку, а ученик должен поднять левую руку, или учитель приседает вниз, а ученик должен выпрыгнуть вверх и т.п.)
3. Прыжки через короткую скакалку в парах, стоя в затылок друг другу, стоя лицом друг другу, стоя спиной друг другу.
Дополнительные специальные упражнения

Задачи обучения

Упражнения

Организационно - методические рекомендации

1 закрепление и совершенствование короткого (1-2м) и среднего патта (3-4 м).

1 новые у-я: "салазки", уд ар с закрытыми глазами.

1 игровые у-я: удары в специально обозначенную зону, которая обозначается клюшками вокруг лунки (попадан ие в лунку - 3 очка, в зону без касания ее краев - 2 очка, в зону с касанием ее краев - 1 очко); короткий патт с четырех позиций вокруг лунки с обнулением результата после любого промаха; про хождение игровых лунок, игра на лунках с закрытыми глазами.

2 обучение и закрепление технике выполнения свинга по фазам и слит но (PW-7i).

2 выполнение имитаций и ударов в пол замаха и в полный замах. У-я: на ритм, плоскость свинга, хлесткость удара, баланс. У-я на исправление ошибок.

2 игровые у-я: выполнение ударов на попадание в указанный сектор, на попадание в цель. 

Дополнительные специализированные подвижные игры
1. Эстафета с ударов волейбольного мяча вверх над собой. Выполняется туда и обратно вдоль волейбольной площадки.
2. Эстафета с перебрасыванием из одной руки в другую теннисного мяча. Выполняется туда и обратно вдоль волейбольной площадки.
3. Эстафета с бегом - прыжками через короткую скакалку. Выполняется туда и обратно вдоль волейбольной площадки.
4. Эстафета с выполнением поочередно забегания, 3-х прыжков и выбегания из вращающейся длинной скакалки.
5. Эстафета с выполнением бега с одновременной "чеканкой" вверх волана ракеткой для бадминтона.
6. Эстафета с дриблингом в движении одной рукой баскетбольного мяча и броском его в корзину до попадания, а затем ведение мяча обратно другой рукой и передачи его партнеру.
7. Подвижная игра "кто меньше уронит". Содержание: выполнение передач-бросков в парах друг другу волейбольного мяча в течении 60 секунд с задачей, как можно меньше ронять мяч. Варианты: игра теннисным мячом или броски кольца ринго.
4.4. Программа 6-7 классы
Дополнительные теоретические знания
1. Короткие беседы: Классификация и критерии оценки мастерства гольфистов; Организация и судейство соревнований по гольфу; Судейство спорных ситуаций в гольфе; Общие понятия о тактике игры в гольф; Особенности тактики игры в мини-гольф; Значение и содержание упражнений для развития общей и специальной силы гольфиста; Особенности женского гольфа; Биомеханические характеристики стойки гольфиста и хватов клюшки.
2. Видеофильм: Тренировка и достижения выдающихся гольфистов.
Дополнительные психомоторные упражнения
1. Укрепление зрения посредством сосредоточения взгляда на конце большого пальца на расстоянии 30 см от глаз в течении 3-5 сек., а затем перенести взгляд вдаль, остановиться на какой-нибудь точке и всматриваться в нее в течении 3-5 сек. Этот цикл повторить 5-6 раз. Усложненный вариант - удерживать взгляд на ближней и дальней точках по 20-40-60 секунд.
2. Тренировка глазомера в определении отдаленности различных предметов.
3. Упражнение на развитие ручной ловкости:
а) и.п. рука вперед, вращение запястья правой руки наружу, а запястье левой руки вовнутрь и наоборот;
б) броски вверх и ловля поочередно правой и левой рукой одного кольца ринго, затем двух колец;
в) броски вверх и ловля поочередно правой и левой рукой одного теннисного мяча, затем двух, а после, чередуя правой и левой рукой , а также ловля мяча хватом снизу и хватом сверху;
г) "восьмерка" с баскетбольным мячом (выполнение дриблинга об пол и между ног);
д) "восьмерка" с теннисным мячем.
4. Тренировка внимания и зрительной памяти посредством:
а) зарисовывание в тетрадях- дневниках отдельных рисунков с различным расположением кружков, предъявляемых тренером для осмотра в течении 10 сек, а затем в течении 5 сек;
б) тоже после предъявления нескольких рисунков одновременно в течении 60 сек, а затем в течении 30 сек.
5. Тренировка мышечно-суставного чувства посредством катания по полу 3-х набивных мячей весом 3, 2, 1 кг с задачей остановки мяча около ног стоящего напротив на расстоянии 5-6 метров партнера. Смена ролей осуществляется после выполнения каждым партнером 3-х бросков.
Дополнительные специальные упражнения

Задачи обучения

Упражнения

Организационно - методические рекомендации

1 закрепление и совершенствование короткого (1-2 м), среднего (3-4 м) и длинного патта (>4х метров).

1 все выше перечисленные у-я , использовать больше в форме игры и соревнований.

1 прохождение игровых лунок разной конфигурации.

2 закрепление техники удара полный айрон (PW-3i).

2 все выше перечисленные у-я, использовать больше в форме игры и соревнований.

2 игровые у-я: выполнение свинга на разные расстояния с попаданием на установленную дистанцию. Цели можно размещать на разных расстояниях.

3 разучивание и закрепление техники удара питч (PW-SW).

3 у-е на правильное понимание принципа удара питч (атака мяча сверху вниз); выполнение имитаций с раз ной величиной замаха и выполнение ударов на разные расстояния.

3 игровые у-я: выполнение питча на разные расстояния с попаданием в установленную цель (корзина, мат, сетка с сектором). На этапе закрепления цели можно размещать не только на разных расстояниях, но и в разных направлениях от игрока.

4 разучивание и закрепление техники удара чип.

4 у-е на правильное понимание принципа удара чип (атака мяча сверху вниз); выполнение имитаций с раз ной величиной замаха и выполнение ударов на разные расстояния.

4 игровые у-я: высокий чип (SW-9i) через препятствие (вертикальное или горизонтальное) на разные расстояния (мяч перелетает препятствие-1 очко, при этом попадает в указанную зону-2 очка, не перелетает препятствие- 0 очков), либо в лунку с добиванием паттером; удар в корзины. Низкий чип (8i-4i) через горизонтальное препятствие в установленную зону, либо в лунку с добиванием патте ром.

Дополнительные специализированные подвижные игры
1. "Командный кегельбан" теннисным (хоккейным) мячом. Содержание: две команды по 4-6 человек выстраиваются в шеренги лицом друг к другу на расстоянии 10-12 м . Между ними по центральной линии устанавливаются 4-6 кеглей. По команде учителя "залпом" катят мячи игроки одной команды, а затем опять устанавливают кегли и по команде залпом метание производят игроки противоположной команды. Побеждает команда, которая собьет больше кеглей. Игра повторяется 8-10 раз.
2. Игра в ринго одним кольцом левой рукой на 1/8 волейбольной площадки один на один. Вариант: игра в ринго на ¼ волейбольной площадки двое на двое двумя кольцами одновременно, но бросать и ловить только левой рукой.
3. Игра в стритбол волейбольным мячом один на один или двое на двое.
Специализированные силовые упражнения
Анализ техники выполнения основных ударов в гольфе позволяет выделить для особой тренировки следующие рабочие группы мышц: икроножные мышцы голени, мышцы внутренней, передней и наружной поверхности бедер, пресс сверху и косые мышцы живота, длинные и мышцы спины, грудные мышцы и разгибатели плеча, наружные, передние и внутренние пучки дельтовидных мышц.
Исходя из особой значимости этих мышц для гольфиста, предлагаются два комплекса специализированных упражнений для развития их силы (см таблицу 3). Упражнения необходимо выполнять либо в традиционном режиме (т.е. посредством их повторения по 8-10 раз с сопротивлением или отягощением 75-85 % от максимальных, выполняя по 2-3 серии с отдыхом в 2-3 минуты), либо в режиме стато- упражнений в стиле шейпинга (т.е. посредством выполнения каждого движения с кратковременной задержкой в трех различных точках и десятикратными мелкими движениями в критической точке после выполнения 10 повторений каждого упражнения). Последний способ является самым современным направлением с точки зрения простоты организации. После выполнения серии упражнений целесообразно выполнить 1-2 упражнения для растягивания тренируемых мышц ("стретлинг") -"стр". Упражнения на растягивания выполняются по 5-6 подходов и являются эффективным средством силового воздействия и увеличения эластичных свойств мышц.
Таблица 3.
Комплексы упражнений для развития специализированных силовых способностей гольфистов

Тренируемые группы мышц

Вариант 1

Вариант 2

Содержание упражнений

Содержание упражнений

Икроножные

1

Вставание на носки и опускание пяток вниз, стоя на жерди шведской стенки и держась руками за нее

Вставание на носок одной ноги, стоя на 1 ноге на жерди шведской стенки

2

Сгибание стоп и разгибание их, стоя в упоре лежа на кулаках с высоко поднятым тазом

Сгибание и разгибание одной стопы, стоя в упоре лежа на кулаках и положив одну ногу на другую

3

Вращение голеностопов наружу и вовнутрь, стоя в упоре лежа на кулаках с высоко поднятым тазом

Вращение одной стопы наружу и вовнутрь, стоя в упоре лежа на кулаках с опорой на 1 ногу

Стр

Натягивание носков на себя, сидя на полу ноги вперед и удерживание паузы в этом положении

Пружинящие движения пяткой назад, стоя в глубоком выпаде одной ногой назад

Дельтовидные и мышцы спины

1

Опущение рук партнера с сопротивлением через стороны вниз, стоя сзади партнера и наложив свои руки выше его локтей

Опускание рук партнера с сопротивлением через стороны вниз, стоя сзади партнера и положив свои руки ниже его локтей

2

Препятствие подниманию рук партнера через стороны вверх, накладывая свои руки выше его локтей

Препятствие подниманию рук партнером через стороны вверх, накладывая свои руки ниже его локтей

3

Выпрямление спины, стоя в наклоне вперед и преодолевая сопротивление партнера, давящего сверху одной рукой

Выпрямление спины, стоя в наклоне вперед и преодолевая сопротивление партнера, давящего сверху двумя руками

Стр

Растягивание правого и левого плеча поочередно, упираясь другой в локоть растягиваемой руки снаружи - спереди

Медленные приседания и вставания, выгибая спину вверх и натягивания рук на себя, стоя в паре с партнером на расстоянии 1 шаг

М. Бедра

1

Приседания на 1 ноге со сведением рук перед грудью стоя на колене и вытянув в сторону другую ногу

Приседания в стороны, стоя ноги шире плеч

2

Отведение ноги в сторону и ее приведение, сидя на полу в положение "барьерного бега"

Сведение и разведение ног в стороны, лежа на ковре на спине

3

Поднимание 1 ноги наружу, лежа на боку на ковре

Сведение ног вместе и разведение их в стороны, лежа на животе

Стр

Пружинящие разведения ног в стороны руками, лежа на спине врозь

Растягивание бедра тягой рукой за носок согнутой в колене ноги, стоя на 1 ноге

Грудные и трицепсы

1

Отжимания в положении рук шире плеч, стоя  в упоре лежа на ладонях (на пальцах)

Отжимания в положении руки шире плеч, а ноги на скамейке (пружинящие движения)

2

Отжимания от скамейки в упоре сидя сзади

Пружинящие отжимания от скамейки в упоре сидя сзади

3

Выполнение имитации движения подлезания "под забор и из-за забора", стоя на коленях

Выполнение имитации движения подлезание "под забор", упираясь ступнями в пол

Стр

Сведение пяток сзади, стоя соединив руки за спиной

Соединение рук в замок, стоя с поднятой вверх одной рукой и отведенной за спину другой рукой

Пресс сверху и косые мышцы живота

1

Повороты туловища до касания руками пола за спиной, сидя на полу ноги врозь, руки перед грудью

Пружинящие повороты туловища в сторону - назад поочередно вправо и влево, сидя на полу ноги врозь, руки перед грудью

2

Подъемы туловища вверх-всторону из положения лежа на спине на ковре и держась одноименной рукой за бедро снаружи

Пружинящие подъемы туловища вверх - в сторону из положения лежа на спине на ковре и держась одноименной рукой за бедро снаружи, другая рука за головой

3

Поднимание и опускание через сторону поочередно правой и левой ноги, лежа на спине, руки в стороны, ладони на ковре

Поднимание и опускание скрещенных вместе ног через стороны до касания пола сбоку из положения лежа на спине, ноги подняты под 45 градусов

стр

Прогибы назад, лежа на животе, руки в упоре выпрямлены

Наклоны в стороны туловища из положения сидя ноги врозь, руки за головой

4.5 Программа 8-9 классы
Дополнительные теоретические знания
1. Короткие беседы: Периодизация годичной подготовки гольфистов; Понятие о физической и психической нагрузке в гольфе и способы их оценки; Значение и содержание упражнений для тренировки ударной силы гольфиста; Понятие о потребностях и мотивах и их значение для поведения гольфиста; Строение гольф-поля и его мини-модели, значение " драйвинг -рейнджа".
2. Лекция: Значение современного олимпийского движения и его связь с идеологией гольфа.
3. Лекция: Значение и способы идеомоторной тренировки в гольфе (1-2 части)
Дополнительные психомоторные упражнения
1. Упражнения для тренировки ручной ловкости:
а) "чеканка" вверх воланов двумя бадминтонными ракетками одновременно;
б) "чеканка" клюшкой гольф мяча вверх
2. Упражнения для тренировки мышечно-суставного чувства посредством точности отмеривания усилий на кистевом динамометре. В начале выполняется максимально сильное сжимание динамометра со зрительным контролем за стрелкой, а затем требуется воспроизвести 50% от максимального усилия и потом 25%. Усложненный вариант: точное воспроизведение задаваемого в кг усилия.
3. Упражнение для тренировки сложной координации:
а) ходьба по двум широко расставленным скамейкам с одновременным перебрасыванием из руки в руку теннисного мяча (двух мячей).
б) тоже ходьба по наклонным скамейкам.
в) тоже с задачей произнесения вслух таблицы умножения.
Дополнительные специальные упражнения

Задачи обучения

Упражнения

Организационно - методические рекомендации

1 закрепление и совершенствование короткого (1-2 м), среднего (3-4 м) и длинного патта (>4х метров).

1 все выше перечисленные у-я , использовать больше у-й в форме игры и соревнований.

1 прохождение игровых лунок разной конфигурации с различными препятствиями и брейками.

2 закрепление техники удара полный айрон (SW-3i).

2 все выше перечисленные у-я , использовать больше у-й в форме игры и соревнований.

2 игровые у-я: удары разными номерами клюшек на попадание в цель или в сектор.

3 закрепление техники ударов чип и питч.

3 все выше перечисленные у-я , использовать больше у-й в форме игры и соревнований.

3 игровые у-я: попадание в цель на различные расстояния в разных направлениях.

4 разучивание и закрепление удара драйв с подставки и без, разными номерами вудов.

4 у-я на правильное понимание принципа выполнения удара драйв с подставки и без (5W, 3W, 1W).

4 игровые у-я: удары разными номерами клюшек с подставки и без на попадание в сектор.

4.6. Программа 10-11 классы
Дополнительные теоретические знания
1. Короткие беседы: Особенности и биомеханическая характеристика удара из бункера; Особенности и биомеханическая характеристика удара с фервей бункера.
2. Лекция: Характеристика типовых ситуаций при игре на различных лунках и особенности тактики их преодоления.
3. Лекция: Основы тактики прохождения 18 лунок и турнира в целом.
4. Лекция: Значение и способы планирования индивидуальной подготовки гольфиста.
Дополнительные психомоторные упражнения
Совершенствование владения идеомоторными способами тренировки посредством:
а) уточнения деталей мысленного образа движений;
б) соединение идеомоторного представления движения с мышечно-суставным прочувствованием;
в) облачения в собственные краткие словесные формулировки представляемых движений;
г) представление движения в замедленном и нормальном темпе;
д) представление движения, располагаясь в положении, максимально приближенном к реальному выполнению;
е) соединение идеомоторного представления с полу- имитацией и имитацией тренируемого движения;
ж) избегать мысли о возможных ошибках и нацеливаться на правильные и конкретные "опорные" моменты движения;
з) развития и укрепления своего "чувства гольф-клюшки".

Задачи обучения

Упражнения

Организационно - методические рекомендации

1 переход к индивидуальным проявлениям техники.

2 совершенствование техники удара патт с разных расстояний, высокого и низкого чипа, питча на разные расстояния (отдельно и в комбинированном варианте).

3 совершенствование свинга и драйва.

 

Соревнования и игровые тесты по отдельным элементам ударов и сразу на несколько элементов с перемещением игроков по разным игровым станциям (например: чип+патт, питч в корзину, свинг в цель). Определяются победители, набравшие максимальное количество очков на каждом элементе и/или абсолютный победитель.

Дополнительные специализированные подвижные игры
1. Игра в хоккей гимнастическими палками и волейбольным мячом.
2. Игра в "кольцепол" (хоккей гимнастическими палками кольцом ринго).
3. Игра в бадминтон левой рукой один на один на ¼ волейбольной площадки или двое на ½ волейбольной площадки.
Специализированные скоростно-силовые упражнения
Особенностью этих упражнений является то, что они выполняются с отягощениями (сопротивлениями), составляющими 50-60% от максимальных, но с повышенной скоростью движений. Количество повторений должно составлять 6-8 раз, а затем отдых 2-3 минуты, в течении которого целесообразно выполнять упражнения на растягивание мышц. Выполнению движений с повышенной скоростью должно предшествовать выполнение того же упражнения в медленном силовом режиме.
Перечень основных упражнений аналитического характера (по группам мышц) представлен в таблице 4.
Таблица 4
Специализированные упражнения для развития скоростно-силовых способностей юных гольфистов.

Группы мышц

Содержание упражнений

Содержание упражнений стретчинга

Дельтовидные мышцы

Стоя в наклоне вперед с гантелями в руках среднего веса, разведение рук в стороны и сведение к середине

1.      Растяжка с упором рука в локоть.

2.      Пружинящие отведения прямой руки назад

Длинные м. Спины

Стоя на подставках с грузом в руках, наклоны вперед и выпрямления, не сгибая рук в локтях

Повороты таза в стороны в висе на перекладине

Икроножные м.

Стоя на подставке на 1 ноге с грузом в руке, вставание на носок и опускание на пятку. Тоже на др. ноге

Сидя ноги вперед, потягивание носков ног на себя

Грудные м. И трицепсы

Жим штанги широким хватом и лежа на спине на скамейке

1.        Сведение лопаток, соединив руки внизу за спиной.

2.        Очень сильное сгибание рук в локтях, касаясь руками плеч.

Широчайшие м. Спины

Тяга амортизатора вниз через перекладину двумя руками одновременно

1.     В. и П. руки вверх узко вместе, потягивание вверх с полунаклонами в стороны.

2.     Пружинящие полунаклоны в сторону, руки вверх за головой.

Косые м. Живота

Стоя в полунаклоне вперед со штангой за головой, повороты туловищем в стороны

1.     И. П. - сосредоточив ноги, руки сзади. Опираясь на левую руку, повернуть тихонько влево и держать.

2.     И.П. - лежа на спине, руки в стороны. Положить ноги в сторону на пол..

М. Запястья

И.п. - рука вытянута в сторону, в руке утяжеленная клюшка, хватом одной рукой за конец, сгибая и разгибая запястья

1.     И.П. - упор ладоней в стену и надавливание.

2.     И.П. -упор тыльной стороной запястья в стену и надавливание.

М. бедра

И. п. - ноги шире плеч, приседания в сторону с грузом на плечах

1.     И.П. - стоя ноги уже плеч, пружинящие движения коленом во внутрь.

2.     И.П. - стоя ноги шире плеч, пружинящие движения тазом наружу.

 

Специализированные скоростно-силовые упражнения сопряженного воздействия
На этом этапе подготовки упражнения должны подбираться в соответствии с индивидуальными задачами тренировки и особенностями спортсмена. Примерное содержание упражнений и их последовательность представлены в таблице 5. В данном комплексе имитационных упражнений скоростно-силового характера чередуются с аналитическими силовыми упражнениями, направленных на развитие отдельных групп мышц.
Таблица 5

п/н

Содержание упражнений

дозировка

Организационно- методические рекомендации

1

Имитационные упражнения в полной координации с утяжеленной клюшкой с предельной скоростью

8-10 раз с отдыхом в 2-3 сек.

Упражнению предшествует идеомоторная тренировка

2

Отдых 30-60 с. и затем выполнение одного аналитического силового упражнения из индивидуального комплекса, после него отдых 60-120 с.

1 подход из 6-8 повторений

 

3

Метание набивного мяча весом 1-3 кг двумя руками сбоку

8-10 раз с отдыхом в 2-3 сек.

Метание выполняется либо в стенку, либо в сетку с расстояния 3-4 м

4

Отдых 30-60 с. и затем выполнение одного аналитического силового упражнения из индивидуального комплекса, после чего отдых 1-2 мин.

1 подход по 6-8 повторений

 

5

Имитационное упражнение с резиновым амортизатором (бинтом), привязанным к гимнастической палке или гольф-клюшке

8-10 раз с отдыхом 2-3 сек.

Сила сопротивления амортизатора подбирается индивидуально, но так, чтобы сопротивление возрастало в финальных фазах

6

Отдых 30-60 с. и затем выполнение одного аналитического упражнения из индивидуального комплекса, после чего отдых 1-2 мин.

1 подход по 6-8 повторений

 

7

Комплекс из 5-6 индивидуальных упражнений стретчинга и самомассажа или отдых до 5-6 мин.

Упр. Стретчинга выпо-тся по 5-6 секунд с интервалами отдыха в 10-15 сек.

Упражнение стретчинга должны соответствовать группам мышц, нагруженных в аналитических упражнениях.

8-14

Вторичное повторение всего цикла из 7 упражнений вновь, а на поздних стадиях тренировки - трехкратное повторение.

 

 

 

5. Часть 4.
Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия по гольфу.
Спортивные соревнования
Соревнования являются не только смотром правильности и эффективности учебно-тренировочной работы, но и системообразующим фактором в многолетней подготовке спортсменов. Поэтому они должны носить целенаправленный характер и соответствовать программе учебно-тренировочной работы. Исходя из этого, рекомендуется все соревнования подразделять по их направленности и обозначить оптимальное количество внутришкольных и внешних (на уровне района, округа, города и т.д.) соревнований. Здравый смысл и педагогический опыт первых лет развития гольфа в Москве позволяет предположить нижеследующую годичную структуру соревнований учащихся различного возраста.
Таблица 6

классы

Уровень соревнований

Общее

Кол-во

В уч. году

Направленность соревнований

Ф. П.

По видам техники

Комплекс. многоборье

модельные

По упрощен. правилам

ОфицСоревнов.

1-2

Внутренн.

4

2

1

1

  -

    -

    -

Внешние

    -

   -

    -

    -

  -

   -

     -

3-5

Внутренн.

5

2

2

1

  -

   -

     -

Внешние

    -

   -

    -

    -

  -

   -

     -

6-7

Внутренн.

5

2

2

1

  -

   -

     -

Внешние

2

1

    -

1

  -

   -

     -

8-9

Внутренн.

5

1

2

2

  -

   -

     -

Внешние

3

   -

    -

1

1

1

     -

10-11

Внутренн.

4

   -

2

2

  -

   -

     -

внешние

5

   -

1

1

1

1

1

Физкультурно-массовые мероприятия
1. Показательные выступления ("гольф - универсальная игра) проводятся до или в самом начале многолетней подготовки юных гольфистов и имеет целью предварительного ознакомления школьников младшего возраста с направленностью и особенностями гольфа как вида физического воспитания и активного отдыха детей и взрослых. При проведении показательного выступления преподаватели и тренера не только показывают инвентарь и оборудование для гольфа, но и демонстрируют различные технические действия, а также рассказывают об истории и содержании гольфа. Второе показательное выступление целесообразно проводить со школьниками, которые уже прошли первоначальное обучение и готовятся вступить на путь углубленного освоения гольфа. Целью второго показательного выступления является создание основы для возникновения у школьников мотивации к занятиям гольфом как виду спортивной деятельности, а не только как к средству активного отдыха или увлекательной игре. При проведении второго показательного выступления необходимо приглашать известных спортсменов и тренеров, которые готовы рассказать ребятам об особенностях соревновательной борьбы в гольфе и пробудить у них чувство здорового честолюбия и вкуса победы.
2. Инструкторская практика является обязательным элементом системы многолетней подготовки юных гольфистов и должна осуществляться после 2-3 лет занятий в школьной секции. Первоначальными формами инструкторской практики должно стать проведение отдельных элементов разминки, а затем отдельных частей тренировочного занятия под руководством учителя.
3. Практика в роли кэдди и в роли помощника судьи также является важным элементом образования и подготовки юного гольфиста и должна осуществляться на более поздних этапах занятий, т.е. начиная с 8-9 класса.